воскресенье, 19 июня 2011 г.

Алгоритм Прима

Предлагаю чуточку отвлечься от Sython'a (я так называю реализацию SICP на Python))))
Итак рассмотрим один из простых но очень классических алгоритмов - алгоритм Прима поиска минимальных остовного дерева.
Советую так же ознакомиться со статьей Теория графов и деревьев для Python

Описание

Дан взвешенный неориентированный граф G с n вершинами и m рёбрами. Требуется найти такое поддерево этого графа, которое бы соединяло все его вершины, и при этом обладало наименьшим возможным весом (т.е. суммой весов рёбер). Поддерево — это набор рёбер, соединяющих все вершины, причём из любой вершины можно добраться до любой другой ровно одним простым путём.
*-Нравится статья? Кликни по рекламе! :)

Сам алгоритм имеет очень простой вид. Искомый минимальный остов строится постепенно, добавлением в него рёбер по одному. Изначально остов полагается состоящим из единственной вершины (её можно выбрать произвольно). Затем выбирается ребро минимального веса, исходящее из этой вершины, и добавляется в минимальный остов. После этого остов содержит уже две вершины, и теперь ищется и добавляется ребро минимального веса, имеющее один конец в одной из двух выбранных вершин, а другой — наоборот, во всех остальных, кроме этих двух. И так далее, т.е. всякий раз ищется минимальное по весу ребро, один конец которого — уже взятая в остов вершина, а другой конец — ещё не взятая, и это ребро добавляется в остов (если таких рёбер несколько, можно взять любое). Этот процесс повторяется до тех пор, пока остов не станет содержать все вершины (или, что то же самое, n-1 ребро).
В итоге будет построен остов, являющийся минимальным. Если граф был изначально не связен, то остов найден не будет (количество выбранных рёбер останется меньше n-1).

Доказательство

Пусть граф G был связным, т.е. ответ существует. Обозначим через T остов, найденный алгоритмом Прима, а через S — минимальный остов. Очевидно, что T действительно является остовом (т.е. поддеревом графа G). Покажем, что веса S и T совпадают.
Рассмотрим первый момент времени, когда в T происходило добавление ребра, не входящего в оптимальный остов S. Обозначим это ребро через e, концы его — через a и b, а множество входящих на тот момент в остов вершин — через V (согласно алгоритму, a \in V, b \not\in V, либо наоборот). В оптимальном остове S вершины a и b соединяются каким-то путём P; найдём в этом пути любое ребро g, один конец которого лежит в V, а другой — нет. Поскольку алгоритм Прима выбрал ребро e вместо ребра g, то это значит, что вес ребра g больше либо равен весу ребра e.
Удалим теперь из S ребро g, и добавим ребро e. По только что сказанному, вес остова в результате не мог увеличиться (уменьшиться он тоже не мог, поскольку S было оптимальным). Кроме того, S не перестало быть остовом (в том, что связность не нарушилась, нетрудно убедиться: мы замкнули путь P в цикл, и потом удалили из этого цикла одно ребро).
Итак, мы показали, что можно выбрать оптимальный остов S таким образом, что он будет включать ребро e. Повторяя эту процедуру необходимое число раз, мы получаем, что можно выбрать оптимальный остов S так, чтобы он совпадал с T. Следовательно, вес построенного алгоритмом Прима T минимален, что и требовалось доказать.

Реализации

Время работы алгоритма существенно зависит от того, каким образом мы производим поиск очередного минимального ребра среди подходящих рёбер. Здесь могут быть разные подходы, приводящие к разным асимптотикам и разным реализациям.

Тривиальная реализация: алгоритмы за O(n m) и O(n^2 + m \log n)

Если искать каждый раз ребро простым просмотром среди всех возможных вариантов, то асимптотически будет требоваться просмотр O(m) рёбер, чтобы найти среди всех допустимых ребро с наименьшим весом. Суммарная асимптотика алгоритма составит в таком случае O(nm), что в худшем случае есть O(n^3), — слишком медленный алгоритм.
Этот алгоритм можно улучшить, если просматривать каждый раз не все рёбра, а только по одному ребру из каждой уже выбранной вершины. Для этого, например, можно отсортировать рёбра из каждой вершины в порядке возрастания весов, и хранить указатель на первое допустимое ребро (напомним, допустимы только те рёбра, которые ведут в множество ещё не выбранных вершин). Тогда, если пересчитывать эти указатели при каждом добавлении ребра в остов, суммарная асимптотика алгоритма будет O(n^2 + m), но предварительно потребуется выполнить сортировку всех рёбер за O(m \log n), что в худшем случае (для плотных графов) даёт асимптотику O(n^2 \log n).
Ниже мы рассмотрим два немного других алгоритма: для плотных и для разреженных графов, получив в итоге заметно лучшую асимптотику.

Случай плотных графов: алгоритм за O(n^2)

Подойдём к вопросу поиска наименьшего ребра с другой стороны: для каждой ещё не выбранной будем хранить минимальное ребро, ведущее в уже выбранную вершину.
Тогда, чтобы на текущем шаге произвести выбор минимального ребра, надо просто просмотреть эти минимальные рёбра у каждой не выбранной ещё вершины — асимптотика составит O(n).
Но теперь при добавлении в остов очередного ребра и вершины эти указатели надо пересчитывать. Заметим, что эти указатели могут только уменьшаться, т.е. у каждой не просмотренной ещё вершины надо либо оставить её указатель без изменения, либо присвоить ему вес ребра в только что добавленную вершину. Следовательно, эту фазу можно сделать также за O(n).
Таким образом, мы получили вариант алгоритма Прима с асимптотикой O(n^2).
В частности, такая реализация особенно удобна для решения так называемой евклидовой задачи о минимальном остове: когда даны n точек на плоскости, расстояние между которыми измеряется по стандартной евклидовой метрике, и требуется найти остов минимального веса, соединяющий их все (причём добавлять новые вершины где-либо в других местах запрещается). Эта задача решается описанным здесь алгоритмом за O(n^2) времени и O(n) памяти, чего не получится добиться алгоритмом Крускала.

Случай разреженных графов: алгоритм за O(m \log n)

В описанном выше алгоритме можно увидеть стандартные операции нахождения минимума в множестве и изменение значений в этом множестве. Эти две операции являются классическими, и выполняются многими структурами данных, например, реализованным в языке C++ красно-чёрным деревом set.
По смыслу алгоритм остаётся точно таким же, однако теперь мы можем найти минимальное ребро за время O(\log n). С другой стороны, время на пересчёт n указателей теперь составит O(n \log n), что хуже, чем в вышеописанном алгоритме.
Если учесть, что всего будет O(m) пересчётов указателей и O(n) поисков минимального ребра, то суммарная асимптотика составит O(m \log n) — для разреженных графов это лучше, чем оба вышеописанных алгоритма, но на плотных графах этот алгоритм будет медленнее предыдущего.

Реализация на Python(за O(n^2 \log n))

На сайте Традиция представлен данный алгоритм на Python, но мне кажется, что это выдранный кусочек кода, т.к. совсем не понятно какого класса объект G подается на вход функции, поэтому относитесь к нему как к псевдокоду))) Но там так же представлена иллюстрация к алгоритму, наш пример мы построим именно на том графе.
Для представления воспользуемся так называемой смежной весовой матрицей. Которая симметрична относительно своей главной, нулевой(т.е. она заполнена 0) диагонали. Примем, что -1 означает отсутствие маршрута между городами, как между Минском и NY))

   
                        mnsk NY mos   ber  kiv
              mnsk           0      -1     15      20   15
                 NY          -1      0      60       50   80
               mos          15      60      0       50   10
                 ber          20     50     50      0     30 

             kiv       15     80      10     30    0

Воспользуемся стандартным способом представлять матрицу посредством списка списков:

matr = [
         [0, -1, 15, 20, 15], 
         [-1, 0, 60, 50, 80], 
         [15, 60, 0, 50, 10], 
         [20, 50, 50, 0, 30], 
         [15, 80, 10, 30, 0]
       ]

Вот наши функции:
def search_min(tr, vizited):#1 место для оптимизации
    min=max(tr)
    for ind in vizited:
        for index, elem in enumerate(tr[ind]):
            if elem>0 and elem<min and index not in vizited:
                min=elem#веса путей
                index2=index# индекс города
    return [min, index2]

def prim(matr):
    toVisit=[i for i in range(1,len(matr))]# города кроме начального(0)
    vizited=[0]
    result=[0]# начнем с минска
    for index in toVisit:
        weight, ind=search_min(matr, vizited)
        result.append(weight)#в результат будут заноситься веса
        vizited.append(ind)# содержит карту пути
    return result


Аналогия с алгоритмом Дейкстры

Прослеживается вполне чёткая аналогия с алгоритмом Дейкстры: он имеет такую же структуру (n-1 фаза, на каждой из которых сначала выбирается оптимальное ребро, добавляется в ответ, а затем пересчитываются значения для всех не выбранных ещё вершин). Более того, алгоритм Дейкстры тоже имеет два варианта реализации: за O(n^2) и O(m \log n) (мы, конечно, здесь не учитываем возможность использования сложных структур данных для достижения ещё меньших асимптотик).
Если взглянуть на алгоритмы Прима и Дейкстры более формально, то получается, что они вообще идентичны друг другу, за исключением весовой функции вершин: если в алгоритме Дейкстры у каждой вершины поддерживается длина кратчайшего пути (т.е. сумма весов некоторых рёбер), то в алгоритме Прима каждой вершине приписывается только вес минимального ребра, ведущего в множество уже взятых вершин.

Свойства минимальных остовов

  • Максимальный остов также можно искать алгоритмом Прима (например, заменив все веса рёбер на противоположные: алгоритм не требует неотрицательности весов рёбер).
  • Минимальный остов единственен, если веса всех рёбер различны. В противном случае, может существовать несколько минимальных остовов (какой именно будет выбран алгоритмом Прима, зависит от порядка просмотра рёбер/вершин с одинаковыми весами/указателями)
  • Минимальный остов также является остовом, минимальным по произведению всех рёбер (предполагается, что все веса положительны). В самом деле, если мы заменим веса всех рёбер на их логарифмы, то легко заметить, что в работе алгоритма ничего не изменится, и будут найдены те же самые рёбра.
  • Минимальный остов является остовом с минимальным весом самого тяжёлого ребра. Яснее всего это утверждение понятно, если рассмотреть работу алгоритма Крускала.
  • Критерий минимальности остова: остов является минимальным тогда и только тогда, когда для любого ребра, не принадлежащего остову, цикл, образуемый этим ребром при добавлении к остову, не содержит рёбер тяжелее этого ребра. В самом деле, если для какого-то ребра оказалось, что оно легче некоторых рёбер образуемого цикла, то можно получить остов с меньшим весом (добавив это ребро в остов, и удалив самое тяжелое ребро из цикла). Если же это условие не выполнилось ни для одного ребра, то все эти рёбра не улучшают вес остова при их добавлении.
Используемая литература:
  1. Википедия
  2. Традиция
  3. MAXimal

6 комментариев:

  1. Отличный пост!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо большое, очень полезно

    ОтветитьУдалить
  3. Ответы
    1. Не обзывайся, я поддерживаю данный сайт, ибо он хороший и помогает людям работать с графами

      Удалить
  4. Капец что тут у вас творится
    P.s. Код говно

    ОтветитьУдалить