вторник, 21 октября 2014 г.

Задачи оптимизации


Давайте разберемся, как решать задачи со множеством участников, применяя технику стохастической оптимизации. По существу, оптимизация сводится к поиску наилучшего решения задачи путем апробирования различных решений и сравнения их между собой для оценки качества. Обычно оптимизация применяется в тех случаях, когда число решений слишком велико и перебрать их все невозможно.

У методов оптимизации весьма широкая область применения: в физике они используются для изучения молекулярной динамики, в биологии – для прогнозирования белковых структур, а в информатике – для определения времени работы алгоритма в худшем случае. В НАСА методы оптимизации применяют даже для проектирования антенн с наилучшими эксплуатационными характеристиками. Выглядят они так, как ни один человек не мог бы вообразить.

Мы же, для примера, возьмем классическую задачу группового путешествия!)


Наш пример относится к планированию группового путешествия дружеской компании из разных частей света. Всякий, кто пытался планировать поездку группы людей или даже одного человека, понимает, что нужно учитывать множество исходных данных, например: каким рейсом должен лететь каждый человек, сколько нужно арендовать машин и от какого аэропорта удобнее всего добираться. Также следует принять во внимание ряд выходных переменных: полная стоимость, время ожидания в аэропортах и непроизводительно потраченное время.   

Формат данных

Планирование путешествия группы людей (в данном примере семейства Сидоровых), которые, отправляясь из разных мест, должны прибыть в одно и то же место.


Члены семьи живут в разных концах страны и хотят встретиться в Урюпинске. Все они должны вылететь в один день и в один день улететь и при этом в целях экономии хотели бы уехать из аэропорта и приехать в него на одной арендованной машине. Ежедневно, в славный город Урюпинск, из мест проживания любого члена семьи отправляются десятки рейсов, все в разное время. Цена билета и время в пути для каждого рейса разные. 

Начнем со списка самих Сидоровых:

peoples = [('Seymour','BOS'),
    ('Franny','DAL'),
    ('Zooey','CAK'),
    ('Walt','MIA'),
    ('Buddy','ORD'),
    ('Les','OMA')]

# место назначения
destination = 'LGA'

# словарь рейсов
flights = {('LGA', 'CAK'): [('6:58', '9:01', 238), ('8:19', '11:16', 122), ('9:58', '12:56', 249), ('10:32', '13:16', 139), ('12:01', '13:41', 267), ('13:37', '15:33', 142), ('15:50', '18:45', 243), ('16:33', '18:15', 253), ('18:17', '21:04', 259), ('19:46', '21:45', 214)], ('DAL', 'LGA'): [('6:12', '10:22', 230), ('7:53', '11:37', 433), ('9:08', '12:12', 364), ('10:30', '14:57', 290), ('12:19', '15:25', 342), ('13:54', '18:02', 294), ('15:44', '18:55', 382), ('16:52', '20:48', 448), ('18:26', '21:29', 464), ('20:07', '23:27', 473)], ('LGA', 'BOS'): [('6:39', '8:09', 86), ('8:23', '10:28', 149), ('9:58', '11:18', 130), ('10:33', '12:03', 74), ('12:08', '14:05', 142), ('13:39', '15:30', 74), ('15:25', '16:58', 62), ('17:03', '18:03', 103), ('18:24', '20:49', 124), ('19:58', '21:23', 142)], ('LGA', 'MIA'): [('6:33', '9:14', 172), ('8:23', '11:07', 143), ('9:25', '12:46', 295), ('11:08', '14:38', 262), ('12:37', '15:05', 170), ('14:08', '16:09', 232), ('15:23', '18:49', 150), ('16:50', '19:26', 304), ('18:07', '21:30', 355), ('20:27', '23:42', 169)], ('LGA', 'OMA'): [('6:19', '8:13', 239), ('8:04', '10:59', 136), ('9:31', '11:43', 210), ('11:07', '13:24', 171), ('12:31', '14:02', 234), ('14:05', '15:47', 226), ('15:07', '17:21', 129), ('16:35', '18:56', 144), ('18:25', '20:34', 205), ('20:05', '21:44', 172)], ('OMA', 'LGA'): [('6:11', '8:31', 249), ('7:39', '10:24', 219), ('9:15', '12:03', 99), ('11:08', '13:07', 175), ('12:18', '14:56', 172), ('13:37', '15:08', 250), ('15:03', '16:42', 135), ('16:51', '19:09', 147), ('18:12', '20:17', 242), ('20:05', '22:06', 261)], ('CAK', 'LGA'): [('6:08', '8:06', 224), ('8:27', '10:45', 139), ('9:15', '12:14', 247), ('10:53', '13:36', 189), ('12:08', '14:59', 149), ('13:40', '15:38', 137), ('15:23', '17:25', 232), ('17:08', '19:08', 262), ('18:35', '20:28', 204), ('20:30', '23:11', 114)], ('LGA', 'DAL'): [('6:09', '9:49', 414), ('7:57', '11:15', 347), ('9:49', '13:51', 229), ('10:51', '14:16', 256), ('12:20', '16:34', 500), ('14:20', '17:32', 332), ('15:49', '20:10', 497), ('17:14', '20:59', 277), ('18:44', '22:42', 351), ('19:57', '23:15', 512)], ('LGA', 'ORD'): [('6:03', '8:43', 219), ('7:50', '10:08', 164), ('9:11', '10:42', 172), ('10:33', '13:11', 132), ('12:08', '14:47', 231), ('14:19', '17:09', 190), ('15:04', '17:23', 189), ('17:06', '20:00', 95), ('18:33', '20:22', 143), ('19:32', '21:25', 160)], ('ORD', 'LGA'): [('6:05', '8:32', 174), ('8:25', '10:34', 157), ('9:42', '11:32', 169), ('11:01', '12:39', 260), ('12:44', '14:17', 134), ('14:22', '16:32', 126), ('15:58', '18:40', 173), ('16:43', '19:00', 246), ('18:48', '21:45', 246), ('19:50', '22:24', 269)], ('MIA', 'LGA'): [('6:25', '9:30', 335), ('7:34', '9:40', 324), ('9:15', '12:29', 225), ('11:28', '14:40', 248), ('12:05', '15:30', 330), ('14:01', '17:24', 338), ('15:34', '18:11', 326), ('17:07', '20:04', 291), ('18:23', '21:35', 134), ('19:53', '22:21', 173)], ('BOS', 'LGA'): [('6:17', '8:26', 89), ('8:04', '10:11', 95), ('9:45', '11:50', 172), ('11:16', '13:29', 83), ('12:34', '15:02', 109), ('13:40', '15:37', 138), ('15:27', '17:18', 151), ('17:11', '18:30', 108), ('18:34', '19:36', 136), ('20:17', '22:22', 102)]}

Словарь рейсов имеет следующий формат: {('LGA', 'CAK'): [('6:58', '9:01', 238), ('8:19', '11:16', 122),....], .....} - (аэропорт вылета, прилета), как ключ и (время вылета, время прилета, стоимость), как значение. Заполните его произвольным способом, можно поискать на сайтах авиа и заполнить реальной ситуацией))

Для подобных задач необходимо определиться со способом представления потенциальных решений. Функции оптимизации, с которыми вы вскоре ознакомитесь, достаточно общие и применимы к различным задачам, поэтому так важно выбрать простое представление, которое не было бы привязано к конкретной задаче о групповом путешествии. Очень часто для этой цели выбирают список чисел. Каждое число обозначает рейс, которым решил лететь участник группы.

Например, в решении, представленном списком [1,4,3,2,7,3,6,3,2,4,5,3]
Сеймур (Seymour) летит первым рейсом из Бостона в Нью-Йорк и четвертым рейсом из Нью-Йорка в Бостон, а Фрэнни (Franny) – третьим рейсом из Далласа в Нью-Йорк и вторым обратно.

Целевая функция

Ключом к решению любой задачи оптимизации является целевая функция, и именно ее обычно труднее всего отыскать. Цель оптимизационного алгоритма состоит в том, чтобы найти такой набор входных переменных, который минимизирует целевую функцию. Поэтому целевая функция должна возвращать значение, показывающее, насколько данное решение неудовлетворительно. Возвращаемое значение должно быть тем больше, чем хуже решение.

Рассмотрим несколько параметров, которые можно измерить в примере с групповым путешествием:
  • Цена
Полная стоимость всех билетов или, возможно, среднее значение, взвешенное с учетом финансовых возможностей.
  • Время в пути
Суммарное время, проведенное всеми членами семьи в полете.
  • Время ожидания
Время, проведенное в аэропорту в ожидании прибытия остальных членов группы.
  • Время вылета
Если самолет вылетает рано утром, это может увеличивать общую стоимость из-за того, что путешественники не выспятся.
  • Время аренды автомобилей
Если группа арендует машину, то вернуть ее следует до того часа, когда она была арендована, иначе придется платить за лишний день.
Определившись с тем, какие переменные влияют на стоимость, нужно решить, как из них составить одно число. В нашем случае можно, например, выразить в деньгах время в пути или время ожидания в аэропорту. Скажем, каждая минута в воздухе эквивалентна $1 (иначе гово- ря, можно потратить лишние $90 на прямой рейс, экономящий полтора часа), а каждая минута ожидания в аэропорту эквивалентна $0,50. Можно было бы также приплюсовать стоимость лишнего дня аренды машины, если для всех имеет смысл вернуться в аэропорт к более поз- днему часу.

Определенная ниже, целевая функция shedule_cost принимает во внимание полную стоимость поездки и общее время ожидания в аэропорту всеми членами семьи. Кроме того, она добавляет штраф $50, если машина возвращена в более поздний час, чем арендована.

# время в минутах
def get_minutes(t):
 x=time.strptime(t,'%H:%M')
 return x[3]*60+x[4]

def schedule_cost(sol):
 totalprice = 0
 latestarrival = 0
 earliestdep = 24*60

 for d in xrange(len(sol)/2):
  # Получить список прибывающих и убывающих реисов
  origin = peoples[d][1]
  outbound = flights[(origin, destination)][int(sol[d])]
  returnf = flights[(destination, origin)][int(sol[d+1])]

  # Полная цена равна сумме цен на билет туда и обратно
  totalprice += outbound[2]
  totalprice += returnf[2]

  # Находим самыи позднии прилет и самыи раннии вылет
  if latestarrival < get_minutes(outbound[1]): latestarrival = get_minutes(outbound[1])
  if earliestdep > get_minutes(returnf[0]): earliestdep = get_minutes(returnf[0])

 # Все должны ждать в аэропорту прибытия последнего участника группы.
 # Обратно все прибывают одновременно и должны ждать свои реисы.
 totalwait = 0  
 for d in xrange(len(sol)/2):
  origin = peoples[d][1]
  outbound = flights[(origin, destination)][int(sol[d])]
  returnf = flights[(destination, origin)][int(sol[d+1])]
  totalwait += latestarrival - get_minutes(outbound[1])
  totalwait += get_minutes(returnf[0]) - earliestdep  

 # Для этого решения требуется оплачивать дополнительныи день аренды?
 # Если да, это обоидется в лишние $50!
 if latestarrival > earliestdep: totalprice += 50

 return totalprice + totalwait
Логика этой функции очень проста, но суть вопроса она отражает. Улучшить ее можно несколькими способами. Так, в текущей версии предполагается, что все члены семьи уезжают из аэропорта вместе, когда прибывает самый последний, а возвращаются в аэропорт к моменту вылета самого раннего рейса. Можно поступить по-другому: если человеку приходится ждать два часа или дольше, то он арендует отдельную машину, а цены и время ожидания соответственно корректируются.

Случайный поиск

Случайный поиск – не самый лучший метод оптимизации, но он позволит нам ясно понять, чего пытаются достичь все алгоритмы, а также послужит эталоном, с которым можно будет сравнивать другие алгоритмы. 

Соответствующая функция принимает два параметра. Domain – это список значений, определяющих количество вариантов рейсов каждого из участников путешествия. Важно что они отсортированы в том же порядке, что и сами участники, сначала идут в Урюпинск, потом оттуда. Длина решения совпадает с длиной этого списка.

Второй параметр, costf, – это целевая функция; в нашем примере в этом качестве используется schedule_cost. Она передается в виде параметра, чтобы алгоритм можно было использовать повторно и для других задач оптимизации. Алгоритм случайным образом генерирует 1000 гипотез и для каждой вызывает функцию costf. Возвращается наилучшая гипотеза (с минимальной стоимостью).

domain = []
for people in peoples:
 domain.append(len(flights[(people[1], destination)]) - 1)
 domain.append(len(flights[(destination, people[1])]) - 1)
print domain

def random_optimize(domain, costf):
 best=999999999
 bestr=None

 for i in xrange(0, 1000):
  # Выбрать случаиное решение
  r = [random.randint(0, domain[i]) for i in xrange(len(domain))]

  # Get the cost
  cost = costf(r)

  # Сравнить со стоимостью наилучшего наиденного к этому моменту решения
  if cost < best:
   best = cost
   bestr = r
 return r, best

result, score = random_optimize(domain, schedule_cost)
print result, score

Позапускав, я получил макс хороший вариант (из 10 запусков по 1000 вариантов) 3208$, будем с ним и сравнивать)


Алгоритм спуска с горы 

Случайное апробирование решений очень неэффективно, потому что пренебрегает выгодами, которые можно получить от анализа уже найденных хороших решений. В нашем примере можно предположить, что расписание с низкой полной стоимостью похоже на другие расписания с низкой стоимостью.

Альтернативный метод случайного поиска называется алгоритмом спуска с горы (hill climbing). Он начинает со случайного решения и ищет лучшие решения (с меньшим значением целевой функции) по соседству. Можно провести аналогию со спуском с горы.


Представьте, что человечек на рисунке – это вы и оказались в этом месте по воле случая. Вы хотите добраться до самой низкой точки, чтобы найти воду. Для этого вы, наверное, осмотритесь и направитесь туда, где склон самый крутой. И будете двигаться в направлении наибольшей крутизны, пока не дойдете до точки, где местность становится ровной или начинается подъем.

Применим этот подход. Начнем со случайно выбранного расписания и просмотрим все расписания в его окрестности. В данном случае это означает просмотр таких расписаний, для которых один человек выбирает рейс, вылетающий чуть раньше или чуть позже. Для каждого из соседних расписаний вычисляется стоимость, и расписание с наименьшей стоимостью становится новым решением. Этот процесс повторяется и завершается, когда ни одно из соседних расписаний не дает улучшения стоимости.

def hill_climb(domain, costf):

 # Выбрать случаиное решение
 sol = [random.randint(0, domain[i]) for i in xrange(len(domain))]
 best = costf(sol)

 # Главныи цикл
 is_stop = False
 while not is_stop:
  # Создать список соседних решении
  neighbors = []
  for j in xrange(len(domain)):

   # Отходим на один шаг в каждом направлении
   if 0 < sol[j] < 9:
    neighbors.append(sol[0:j] + [sol[j]+1] + sol[j+1:])
    neighbors.append(sol[0:j] + [sol[j]-1] + sol[j+1:])

   if 0 == sol[j]:
    neighbors.append(sol[0:j] + [sol[j]+1] + sol[j+1:])

   if sol[j] == domain[j]:
    neighbors.append(sol[0:j] + [sol[j]-1] + sol[j+1:])

  # Ищем наилучшее из соседних решении

  is_stop = True
  for j in xrange(len(neighbors)):
   cost = costf(neighbors[j])
   if cost < best:
    is_stop = False
    best = cost
    sol = neighbors[j]

 return sol, best

result, score = hill_climb(domain, schedule_cost)
print result, score

Для выбора начального решения эта функция генерирует случайный список чисел из заданного диапазона. Соседи текущего решения ищутся путем посещения каждого элемента списка и создания двух новых списков, в одном из которых этот элемент увеличен на единицу, а в другом уменьшен на единицу. Лучшее из соседних решений становится новым решением. 

На самом деле, в данном случае этот мест даст так себе результаты. Хотя, в большинстве случаев, лучше чем 1000 случайных вариантов. Однако у алгоритма спуска с горы, есть один существенный недостаток.

Из рисунка видно, что, спускаясь по склону, мы необязательно отыщем наилучшее возможное решение. Найденное решение будет локальным минимумом, то есть лучшим из всех в ближайшей окрестности, но это не означает, что оно вообще лучшее. Решение, лучшее среди всех возможных, называется глобальным минимумом, и именно его хотят найти все алгоритмы оптимизации. Один из возможных подходов к решению проблемы называется спуском с горы со случайным перезапуском. В этом случае алгоритм спуска выполняется несколько раз со случайными начальными точками в надежде, что какое-нибудь из найденных решений будет близко к глобальному минимуму. Так же, все усугубляется тем, что у такой ф-ии как наша, большая импульсивность (много локальных минимумов и максимумов), очень не линейная скорость роста в разных точках, в общем очень много факторов, с учетом того, что мы рассматриваем ф-ию в 12 мерном пространстве и в каждом из них она ведет себя по-разному...

Алгоритм имитации отжига

Алгоритм имитации отжига навеян физическими аналогиями. Отжигом называется процесс нагрева образца с последующим медленным охлаждением. Поскольку сначала атомы заставляют попрыгать, а затем постепенно «отпускают вожжи», то они переходят в новую низко-энергетичную конфигурацию.

Алгоритмическая версия отжига начинается с выбора случайного решения задачи. В ней используется переменная, интерпретируемая как температура, начальное значение которой очень велико, но постепенно уменьшается. На каждой итерации случайным образом выбирается один из параметров решения и изменяется в определенном направлении.

Тут есть важная деталь: если новая стоимость ниже, то новое решение становится текущим, как и в алгоритме спуска с горы. Но, даже если новая стоимость выше, новое решение все равно может стать текущим с некоторой вероятностью. Так мы пытаемся избежать ситуации скатывания в локальный минимум.

Иногда необходимо перейти к худшему решению, чтобы найти лучшее. Алгоритм имитации отжига работает, потому что всегда готов перейти к лучшему решению, но ближе к началу процесса соглашается принять и худшее. По мере того как процесс развивается, алгоритм соглашается на худшее решение все с меньшей охотой, а в конце работы принимает только лучшее. Вероятность того, что будет принято решение с более высокой стоимостью, рассчитывается по формуле:

Поскольку температура (готовность принять худшее решение) вначале очень высока, то показатель степени близок к 0, поэтому вероятность равна почти 1. По мере уменьшения температуры разность между высокой стоимостью и низкой стоимостью становится более значимой, а чем больше разность, тем ниже вероятность, поэтому алгоритм из всех худших решений будет выбирать те, что лишь немногим хуже текущего.

def annealing_optimize(domain, costf, T=10000.0, cool=0.99, step=1):
 
 # Выбрать случаиное решение
 vec = [random.randint(0, domain[i]) for i in xrange(len(domain))]

 while T > 0.1:
  # Выбрать один из индексов
  i = random.randint(0, len(domain)-1)

  # Выбрать направление изменения
  dir = random.randint(-step, step)

  # Создать новыи список, в котором одно значение изменено
  vecb = vec[:]
  vecb[i] += dir
  if vecb[i] < 0: vecb[i] = 0
  elif vecb[i] > domain[i]: vecb[i] = domain[i]

  # Вычислить текущую и новую стоимость
  ea = costf(vec)
  eb = costf(vecb)
  p = pow(math.e, (-eb-ea)/T)

  # Новое решение лучше? Если нет, метнем кости
  if (eb < ea or random.random() < p):
   vec = vecb      

  # Уменьшить температуру
  T = T * cool
 return vec, eb

result, score = annealing_optimize(domain, schedule_cost)
print result, score

На каждой итерации в качестве i случайно выбирается одна из переменных решения, а dir случайно выбирается между –step и step. Вычисляется стоимость теку- щего решения и стоимость решения, получающегося изменением пе- ременной i на величину step.

В p, вычисляется вероятность, которая уменьшается с уменьшением T. Если величина, случайно выбранная между 0 и 1, оказывается меньше вычисленной вероятности или если новое решение лучше текущего, то новое решение становится текущим. Цикл продолжается, пока температура почти не достигнет нуля, причем каждый раз температура умножается на скорость охлаждения.

По-поводу лучше или нет результаты, сказать не могу, скорее всего, приблизительно одинаково(

Генетические алгоритмы

Отцом генетических алгоритмов принято считать ученого-тео- ретика Джона Холланда (John Holland), который в 1975 году написал книгу «Adaptation in Natural and Artificial Systems» (издательство Мичиганского университета). Но корни этих работ восходят к биологам 1950-х годов, которые пытались моделировать эволюцию на компьютерах. С тех пор генетические алгоритмы и другие методы оптимизации использовались для решения широчайшего круга задач, в том числе:

  • Нахождения формы концертного зала с оптимальными акустическими характеристиками.
  • Проектирования оптимальной формы крыла сверхзвукового самолета.
  • Составления оптимальной библиотеки химических веществ для синтеза потенциальных лекарств.
  • Автоматического проектирования микросхем для распознавания речи.

Решения этих задач можно представить в виде списков чисел. Это упрощает применение к ним генетических алгоритмов или метода имитации отжига.

Еще один класс методов оптимизации, также навеянный природой, называется генетическими алгоритмами. Принцип их работы состоит в том, чтобы создать набор случайных решений, который называется популяцией. На каждом шаге оптимизации целевая функция вычисляется для всей популяции, в результате чего получается ранжирован- ный список решений.

Ранжированный список решений иих стоимостей
Проранжировав решения, мы создаем новую популяцию, которая называется следующим поколением. Сначала в новую популяцию включаются самые лучшие решения из текущей. Этот процесс называется элитизмом. Кроме них, в следующую популяцию входят совершенно новые решения, получающиеся путем модификации наилучших.

Модифицировать решения можно двумя способами. Более простой называется мутацией; обычно это небольшое, простое, случайное изменение существующего решения. В нашем случае для мутации достаточно выбрать одну из переменных решения и уменьшить либо увели- чить ее.
Пример мутации
Другой способ называется скрещиванием (или кроссовером). Состоит он в том, что мы берем какие-нибудь два из лучших решений и как-то комбинируем их. В нашем примере достаточно взять случайное число элементов из одного решения, а остальные – из другого, как показано.
Пример скрещивания
Размер новой популяции обычно совпадает с размером предыдущей, а создается она путем случайных мутаций и скрещиваний лучших решений. Затем этот процесс повторяется – новая популяция ранжируется и создается очередное поколение. Так продолжается заданное число раз или до тех пор, пока на протяжении нескольких поколений не наблюдается никаких улучшений.

# pop_size - размер популяции
# mutprob - чем меньше, тем реже берем мутацию и чаще скрещивание
# elite - Доля особеq в популяции, считающихся хорошими решениями и переходящих в следующее поколение
# maxiter - Количество поколений
def genetic_optimize(domain, costf, pop_size=50, step=1, mutprob=0.2, elite=0.2, maxiter=100):
 
 # Мутация
 def mutate(vec):
  i = random.randint(0, len(domain)-1)
  if vec[i] < domain[i]:
   return vec[0:i]+[vec[i]+step]+vec[i+1:]
  else:
   return vec[0:i]+[vec[i]-step]+vec[i+1:]

 # Скрещивание
 def crossover(r1, r2):
  i = random.randint(1, len(domain)-2)
  return r1[0:i]+r2[i:]

 # Создаем первую популяцию
 pop = []
 for i in xrange(pop_size):
  vec = [random.randint(0, domain[i]) for i in xrange(len(domain))]
  pop.append(vec)

 # Сколько лучших оставляем из каждого поколения
 topelite = int(elite*pop_size)

 for i in xrange(maxiter):
  scores = [(costf(v), v) for v in pop]
  scores.sort()
  ranked = [v for (s,v) in scores]

  # Сначала включаем только победителеи
  pop = ranked[0:topelite]

  # Добавляем особей, полученных мутацией и скрещиванием победивших родителей
  while len(pop) < pop_size:

   if random.random() < mutprob:
    # Мутация
    c = random.randint(0, topelite)
    pop.append(mutate(ranked[c]))

   else:
    # Скрещивание
    c1 = random.randint(0, topelite)
    c2 = random.randint(0, topelite)
    pop.append(crossover(ranked[c1], ranked[c2]))

 return scores[0][1], scores[0][0]

Вместо вывода

Будет ли работать конкретный метод оптимизации, в значительной мере зависит от задачи. Метод имитации отжига, генетические алгоритмы и прочие методы оптимизации основаны на том факте, что в большинстве задач оптимальное решение близко к другим хорошим решениям. А на рисунке ниже представлен случай, когда оптимизация может и не сработать.

Оптимальная стоимость соответствует низшей точке очень крутого участка кривой в правой части рисунка. Любое достаточно близкое решение, скорее всего, будет отвергнуто из-за его высокой стоимости, поэтому мы никогда не сможем добраться до глобального минимума. Большинство алгоритмов остановятся в каком-то локальном минимуме в левой части рисунка.

Пример с составлением расписания полетов работает, потому что выбор второго рейса вместо третьего, скорее всего, изменит стоимость менее значительно, чем выбор восьмого рейса. Если бы рейсы были упорядочены случайным образом, то методы оптимизации работали бы не лучше случайного поиска; на самом деле не существует ни одного метода оптимизации, который в этом случае работал бы устойчиво лучше, чем случайный поиск.

2 комментария: